- Природа воспитания и обучения взаимосвязана, нельзя хорошо обучать, не воспитывая, так же и нельзя хорошо оказывать воспитывающие отношения, не обучая. Поэтому обучающая и воспитательная среда урока должны определяться как единое целое.
Такими словами заместитель директора по УВР Желвакова Надежда Степановна начала педагогический практикум, который состоялся 28.11.2019г. с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ОУО. На практикум были вынесены наиболее значимые проблемы формирования личностных качеств обучающихся на уроке в условиях реализации ФГОС ОУО.
Какие задачи можно отнести к воспитательным задачам на уроке математики? Об этом рассказала учитель математики Тимошина С.В., которая отметила, что воспитание на уроке осуществляется с помощью заданий в условиях которых содержится описание ситуаций, определяющих отношения людей в процессе деятельности. Наряду с обычными заданиями и упражнениями для каждого урока, необходимо планировать и специальные задания для формирования важнейших умений и личностных качеств. Регулярное выполнение таких заданий позволяет научить детей тому, как применять на практике свои знания и умения, а по сути- научить их нравственному поведению.
Учителя начальных классов Королькова Л.В., Валеева Ю.А., организовали работу в группах по технологической карте урока. Участникам практикума работая в группах необходимо было прописать действия учителя и обучающихся под запланированные личностные результаты. Следующая часть практической работы была направлена на подбор базовых учебных действий в соответствии с действиями учителя и обучающихся. Участники практикума пришли к выводу, что при правильной организации урока формируются личностные качества обучающихся, которые превращаются в личностно значимые ценности, способствующие успешной социализации и жизненной адаптации в социуме.
Далее Надежда Степановна отметила, что каждый методический прием должен быть осмыслен учителем и с точки зрения его возможного воспитательного эффекта. Участникам практикума было предложено рассмотреть следующий случай.
Учитель при объяснении обращается к классу, с вопросом: «Всем понятно?». Этот вопрос не имеет дидактического смысла, так как не дает возможности учителю установить уровень понимания учащимися учебного материала. В этом случае лучше ставить конкретные вопросы, с тем, чтобы выяснить, насколько усвоен изучаемый материал. Однако и с воспитательной точки зрения подобный вопрос ставит учащихся в двусмысленное положение. Если ученику все понятно, он должен крикнуть с места: «Понятно!», но кричать с места нельзя, значит ученик должен промолчать в ответ на обращение учителя. Тот же ученик, кому, ясно, что ему непонятно, тоже в затруднительном положении, так как не знает, непонятно всем или только ему одному, он за всех отвечать в данном случае не может. Педагогам стало очевидно на данном примере, что только методически правильно построенный урок, продуманный урок будет нести воспитательный потенциал.
В заключении педагогического практикума учителя Богдан И.Е., Труфанова О.Р., поделились с коллегами материалами из курсов повышения квалификации по теме «Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе».
Зам.директора по УВР: Н.С. Желвакова